Меню сайта
Категории раздела
Классный час [1]
Классный час
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Классное руководство » Классный час

Этический диалог

Этический диалог.

 

 Я хотела бы поделиться своим опытом  проведения классного часа в форме этического диалога. Метод этического диалога был разработан Аллой Ивановной Щемшуриной. Этические диалоги могут стать значимым этапом на пути обретения того образа жизни, при котором нравственность станет опорой отношений школьника с окружающим миром, людьми, самим собой, где классный руководитель и ученики равные участники поиска нравственной истины и голос каждого слышим и важен.

В основе конструирования диалога заложены следующие составляющие:

- завязка, выявляющая проблему (завязкой может быть проблемная ситуация, проблемный вопрос)

- процесс диалогического общения по выявленной проблеме в логике развивающегося взаимодействия (здесь можно использовать высказывания, афоризмы)

- точка интеллектуального и эмоционального напряжения как кульминация сопряжения позиций, суждений (привести реальную ситуацию, поработать в группах)

- нравственный выбор как внутренний диалог ученика с собой, как самоопределение, самооценка (каждый делает вывод для себя)

- открытый финал как последующее индивидуальное размышление над проблемой. Таким финалом педагог побуждает ребёнка к процессу рефлексии, что ведёт к нравственному развитию детей.

 

Для проектирования диалога необходимо учитывать возрастные и личностные особенности учащихся. Каждый возраст требует своего набора средств и методов. С младшими используются игровые и ролевые сюжеты, сказочные образы, приключения; со старшеклассниками – случаи из жизни, конструирование реальных ситуаций, творческие задания, игровые методики, упражнения по самоанализу, нравственной оценке.

Диалог строится на основе пошаговой логической цепочке развития мысли. Учитель не явно, но последовательно направляет ученика вопросами «почему», «как вы думаете»… Этот метод предполагает, что ответы детей никак не оцениваются (но это трудно, всё время хочется сделать вывод).

Обязательный элемент этического диалога – установка на доброжелательные и уважительные отношения друг к другу (в  видеоотрывке вы увидите, что я в самом начале диалога попросила ребят посмотреть в глаза друг другу)

Для того, чтобы диалог был эффективным, нужно следовать основным методическим принципам:

1 Диалог должен быть построен на материале, духовно близком и понятном подросткам.

2 Диалог должен быть логически выстроен, игры, ситуации должны органично вплетаться в разговор, ведь для подростков самое интересное разговаривать

3 Процесс диалога должен включать в себя элемент новизны. Новый поворот, неожиданное эмоциональное решение. Например, ребята на классном часе «Что значит быть успешным» говорили о том, что успеха можно добиться не только с помощью целеустремлённости, трудолюбия, но и используя ложь, подлость, предательство. И тут возник встречный вопрос: «А как будет чувствовать себя человек, переступивший  через другого, сделавший другого несчастным?» От негативных явлений не отмахнёшься. Взросление неизбежно связано с негативным опытом - со  склонностью сердиться, обижаться, завидовать, мстить…

Хочу представить вашему вниманию видеоматериал, снятый на классном часе «Что значит быть успешным?» в форме этического диалога в 8 б классе, где я являюсь классным руководителем. Целью кл.часа. является раскрытие понятия «успешность», «успех»; повышение уровня мотивации восьмиклассников к успешности; создание модели «успешный ученик 8б класса».

Тему классного часа мы с ребятами выбрали вместе. Материалом для подготовки послужила сама методика А.И.Шемшуриной, сборники афоризмов, сборник анекдотов, факты реальной жизни. Самое главное, такая встреча с ребятами не должна превратиться в назидание и чтение нотаций. Нужно почувствовать себя не педагогом- предметником, а понимающим собеседником, быть с ребятами на равных. Это очень тяжело.

Весь классный час длился 45 минут, мы пили чай, обсуждали уже следующий классный час о профессиях. Диалог не обязательно проводить часто, достаточно одного раза в четверть, главное , чтобы он был значим для ребят, был заметным событием в жизни класса. 

Видеоматериал представлен в каталоге файлов в разделе "Видео" Классный час "Что значит быть успешным"

Категория: Классный час | Добавил: siomochkina (19.02.2012)
Просмотров: 2774 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: